воскресенье, 3 февраля 2019 г.

Любовь к себе и ответственность

Сегодня получила очередной вопрос от клиентки, который побудил меня осветить данную тему:

- Рисую-рисую и мандалы, и нейрографику, а в жизни лучше не становится. Что еще нужно нарисовать, чтобы проработать тему отношений с мужчиной и тему финансов?

- А какие действия в жизни, кроме рисования, Вы предпринимаете? 

- ....

Отсутствие ответа - тоже ответ: никаких. Человек ходит с мастер-класса на мастер-класс, накапливая все новую и новую информацию, но в реальной жизни ничего не меняет! Знания приносят пользу только тогда, когда превращаются в умения и навыки.

Елена Гребёнкина, у которой я училась мандалам света, неоднократно подчёркивала, что  к любой мандале нужно добавить действие. И я с нею абсолютно согласна. Мандала даёт энергию для действий, импульс, луч, но тут как нельзя лучше подойдёт расхожая фраза «у Бога нет других рук, кроме твоих». 


За время моей работы с клиентами я нарисовала огромное количество мандал на заказ и отзывы получила диаметрально противоположные от "спасибо, мне она нереально помогла" до "это полная фигня, совершенно не работает". Кстати, последним деньги не возвращаю - я вложила свой труд и энергию в создание. "Не работает" - значит просто картина.

Почему так происходит?

Совершая в жизни одни и те же действия, мягко говоря, наивно рассчитывать на другой результат. Я вчера случайно попала на вебинар для худеющих. Тренер спросил: «кто из вас принимал участие в наборе веса?» Было всего пара рук. В основном люди не готовы взять на себя ответственность и признать: я нажрала 20-40-60 кг лишнего веса потому что... и далее список причин, что я заедала или вытесняла. Так же и в отношениях: почему Я притягиваю таких мужчин или не притягиваю никаких? Это уже зона моей ответственности, а в зоне моей ответственности хозяйка я и я решаю что и как делать.

Но тут бывает и другая крайность, в которую впадают люди в состоянии жертвы: чувство вины за "неправильные" решения и "ошибочные" действия. На самом деле нет никаких ошибок и неправильных решений - это просто опыт, окрашенный эмоциями. На одну и ту же ситуацию можно отреагировать: 
"Я криворукая дура, ничего не могу сделать нормально да еще и..." и "О, как интересно получилось! А как я могу это использовать или улучшить?" 

В первом случае включается уничижение, обесценивание себя и зависимость от внешних обстоятельств. Во втором ответственность, осознанность, принятие и поиск решения.
От кого зависит, как я думаю?! Мною руководят мои мысли или я ими руковожу?

Этот месседж для психически здоровых людей: если дело в психиатрической патологии, то добрый доктор Иванов поможет решить проблему. Но если речь не о диагнозе, нуждающемся в медикаментозном лечении, то я же могу выбирать как и о чем мне думать? Бывает, конечно, что включается мыслемешалка, но как только понимаешь, что это она, ее тоже можно выключить, сосредоточив внимание на чем-то другом, например, обдумывая этот текст, я не могу одновременно страдать от неразделенной любви или мучиться вопросом глобального потепления. Шучу, но смысл понятен: как только на чем-то "заела пластинка", переключи внимание на другое интенсивное занятие.

Не знаешь, что делать? Приседай, стой в планке, танцуй, прими душ, прочти детектив или любовный роман, напиши книгу, полей цветы, позвони маме (уж она-то точно переключит будь здоров!)... К любой арт-терапии нужно подключить работу с убеждениями, потому что именно они привели туда, где я не хочу быть. 

Цепочка такая: я создала себя ("быть"), собрав коллекцию ценностей, привычек, убеждений и приняв определенные решения ("действовать") и оказалась там, где нахожусь ("иметь"). 

Так чья это зона ответственности? Кто это сделал? Кто может изменить?

И тут плавно подплываем к самосаботажу. Ооооо! Такая штука интересная! За ней всегда прячется страх. Страх неудачи. Страх выглядеть нелепо, смешно. Страх облажаться. И многие другие. Страх может принимать разные обличья: лени, прокрастинации, оправданий, чувства вины за прошлые ошибки,  неосознанной некомпетентности (я не знаю, чего не знаю). У страха множество масок. И это работа инстинкта самосохранения. Что поможет? Тоже инстинкты: познания и доминирования - любопытство и воля, как движущая сила, главное - начать. В любом деле самое сложное - начать.

А что еще нужно? Да конечно цель и план, как ни банально это звучит: не зная, куда идешь, всегда придешь куда-то не туда. А если результат конкретен и измерим, то прилагая постоянные усилия обязательно его получишь.

И тут переходим к вопросу любви к себе. Позиция взрослого человека: руководствоваться своими интересами в жизни. Как-то мне возразили, что это эгоизм. Ничего подобного! Любовь к себе - это умение оберегать свои личные границы, не нарушая чужих. А эгоизм - это когда "мне надо любой ценой". 

Если я люблю себя, то я не позволяю на себе паразитировать, собой манипулировать, я не боюсь не попасть в ожидания других людей, но попутно и не строю свои иллюзорные ожидания от других. Я разделяю зону ответственности на то, что я могу контролировать и что мне не подконтрольно. Если я люблю себя, то я наполнена любовью и излучаю ее в мир. Если у меня есть недостатки, то я принимаю их, потому что в них есть выгода лично для меня. 

Например, я перфекционист и, как следствие, прокрастинатор. Это точно недостаток, потому что я никогда не бываю довольна результатом своей деятельности, а если у меня не выставлен дедлайн, то я могу откладывать дела до бесконечности. Что в этом хорошего? 
А то, что именно перфекционизм - движущая сила моего развития. Это мой инстинкт познания в гиперфункции не позволяет мне ни остановиться, ни замедлиться в самосовершенствовании. Если сюда прикрепить амбиции инстинкта доминирования, то что меня может остановить? Страх и саботаж инстинкта самосохранения? Ха-ха три раза! Купаться в проруби, ходить по битому стеклу, нырять со скалы, стоять на гвоздях... Легко!

 Когда говорят, что развитие и расширение сознания - тяжкий труд, у меня всегда возникает удивление: зачем "работать" над собой, если можно включить азарт охотника и ежедневно быть чуть лучше, чем вчера: чуть честнее, чуть эрудированнее, чуть осознаннее, чуть радостнее и так далее. Всего 1 маленький шаг ежедневно - одна нейрографическая работа, одна мандала, одно выученное иностранное слово, один заработанный доллар или миллион (цифра не важна), одна прочитанная или написанная страница, одно признание в любви, одно объятие или один искренний комплимент... За год 365 шагов. А за 30-50-80 лет? Огромный путь длиною в жизнь.

5 комментариев:

  1. Татьяна,Великолепно!Восхищена точности описанного и полностью Согласна с выше изложенным.Ваш слог попадает в 10-ку!Браво и Благодарю,Благодарю,Благодарю.

    ОтветитьУдалить
  2. Верно, все верно, но все таки эффективно прорабатывать все таки сначала убеждения, они дадут кардинальные сдвиги, нейро прекрасно работает вне зависимости от желания, по умолчанию, правда не на все ситуации, а это те ситуации где как раз блоки с убеждениями сидят, то же о мандала, глобально конечно они не решат делай ни делай, можно сгармонизировать собственное состояние, но не решит конечно проблему серьёзную.подсощнание просто так не сдается,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, что сначала нужно менять убеждения, но работа с убеждениями - процесс не мгновенный и результат тоже, иногда нужно просто поднять человека по эмоциональной шкале чуть-чуть вверх, эта возможность есть у арт-терапии. Все зависит от запроса и от исходной точки.

      Удалить