пятница, 18 января 2013 г.

Стереотипы и мемы

В продолжение темы о мечтах хочу поговорить о стереотипах и мемах - вирусах сознания.

Стереотипы или алгоритмы поведения и мышления для человека не только не плохи сами по себе, но и необходимы. Иначе, каждое утро нам приходилось бы заново учиться ходить, чистить зубы, держать ложку и так далее. Но вместе с полезными в течение жизни мы обрастаем ограничивающими убеждениями. И этот процесс называется социализацией. Социуму выгодно, чтобы люди были одной серой массой - так легче управлять обществом. Выскочки не нужны или нужны в очень ограниченном количестве.

Какие же стереотипы мы впитываем? Каждый свои. Наиболее часто встречающиеся в сфере отношений, финансов и материальных ценностей, самооценки, здоровья... список можно продолжать. Но стоит ли?

Когда я проводила тренинги развития личности и давала группам задание помечтать, то мечты, как правило, были тоже стереотипны: дом/квартира, машина, деньги в достаточном количестве (суммы назывались разные), путешествия... Я уточняла: ты на самом деле об этом мечтаешь? Или так принято об этом мечтать? И выяснялось, что на самом деле человек мечтает совершенно о другом!

А сколько сил положено на то, чтобы "было не хуже, чем у соседа"!

Подумай, какие стереотипы ограничивают твою жизнь? Что бы тебе хотелось изменить в ней, но ты не можешь себе это позволить с оглядкой на "что люди скажут"?

В моей жизни со стереотипами, касающимися денег и материальных вещей, что называется, сложилось: у меня собственная устойчивая система ценностей, я "не ведусь" на рекламу, привыкла все подвергать разумному сомнению. Кстати, какое-то время назад в кошельке у меня была наклейка. Открываешь кошелек, а там: "Оно тебе надо? Оно тебе действительно надо?" Очень отрезвляющая надпись в случае импульсивных покупок. И это не экономия "на спичках", а отказ от тридцать третьей пары туфель и восемьдесят пятого шарфика (дамы меня поймут).

Но мемы относительно здоровья навязывались мне с раннего детства и успешно:
  • Не лезь в воду - заболеешь. 
  • Зачем ты идешь на курсы массажа? Это не твое, у тебя не хватит сил.
  • Одевайся теплее - простудишься.
  • Доедай все - кусок за тобой гоняться будет.
  • Какая дача? Ты не сможешь работать физически.
  • В поход? Ты с ума сошла! Тебе нельзя таскать тяжести!...


В какой-то момент я поняла, что если не изменю что-то в своей жизни, то вскоре стану инвалидом.  

Первый раз на фестиваль "Сказочный город" в Крым я поехала в весе 132 кг. Было невероятно сложно расстаться с удобствами комфортного жилья. Сменить налаженный быт на палатку, отсутствие "белого друга", приготовление пищи на костре, "дикий" пляж.

Но сменив уют на походные условия, я осознала, что на самом деле, человеку не так уже много и нужно для удовлетворения витальных потребностей, что под бой барабанов можно прекрасно спать и петь "ой, хорошо-то как, как хорошо" во все горло без оглядки на то, что слон не просто на ухо наступил, а лезгинку на нем станцевал.

Весна и лето 2010 были переломными в моем отношении к себе, своему телу и здоровью. Вдруг я вспомнила, что я - женщина, а не кормилица, добытчица, бизнес-вумен и прочее-прочее.

Я научилась любить себя. Нет, с самооценкой у меня всегда был порядок. Скромность не моя добродетель. 


 Любить себя - это не эгоизм, это наполниться энергией и счастьем так, чтобы через край. Тогда и близких начинаешь любить не от недостатка, не потребительской любовью (я тебя люблю за что-то), а от избытка. Любить потому, что не любить невозможно.

Еще одно преодоление было: принятие себя, своего тела, точнее того, что я из него сделала. Это было сложнее, так как в социуме стереотипный идеал стройных  подтянутых тел. Я давно адепт натуризма, но выйти на нудистский пляж было не просто.

А потом понеслось: стала на битое стекло и на гвозди, съехала с 20-метровой высоты с альпинистским снаряжением, прыгала в воду с трехметровой скалы, ходила по раскаленным углям... 

И поняла: это зависимость! Адреналиново-эндорфиновая зависимость, этакий коктейль возбуждения и счастья. Это вера в безграничные возможности своего тела. Это возможность прожить свою жизнь ярко и осознано. Это принятие себя, своей женской сути и сексуальности в том числе.

Так что у меня теперь новый стереотип и мем: нет ничего невозможного если есть желание!


2 комментария: